Поиск по сайту

Возник вопрос?

ICQ: 455816819455816819

Голосование

Какое событие в мире коллекционирования было, на Ваш взгляд, самым значимым за прошедший год?
 
Баннер
 
Баннер
Дагеротипия. С чего все начиналось
7 января 1839 года на заседании Парижской Академии наук бы­ло сообщено об изобретении Луи Жака Манде Дагера и Жозефа Нисифора Ньепса - при помощи камеры-об­скуры им удалось получить изображение на светочувст­вительном слое.

Дагер Луи Жак Манде - изобретатель фотографии Для первооткрывателей была установлена государственная пенсия, а само изоб­ретение было решено подарить народам мира от имени Франции.

Так было заложено основание всемирной индустрии, произведе­ния которой в настоящее время составляют самостоятельное направ­ление в российском коллекционировании. Работы последователей и продолжателей дела Дагерра и Ньепса, фотографов рубежа XIX-XX веков присутствуют в ассортименте почти любого антикварного или букинистического магазина.

Переход от теоретического освоения открытия к его практиче­скому использованию оказался молниеносным. Уже через несколько лет во всех крупных горо­дах Европы появились дагерротипии (от имени Л. Ж. Дагера и греч. týpos - отпечаток, изображение). В России на новое западное изобретение отреагиро­вали сразу же. Из Петербурга в Париж был командиро­ван член-корреспондент Петербургской академии наук - И.Х.Гаммель. В августе 1839 года от него получили отчет — дагеротипный аппарат с подробным описанием «метода».

Для съемки прежде всего подготавливали серебря­ную или посеребренную металлическую пластину: очи­щали поверхность от посторонних частиц, натирали ее до зеркального блеска, а затем подвергали химической обработке парами йода. Готовую пластину помещали в камеру-обскуру (от лат. obscurus — тёмный), через объектив которой на нее проеци­ровалось изображение. Время экспозиции поначалу со­ставляло 20—25 минут. Сразу же после изъятия из ка­меры пластину проявляли парами ртути и промывали дистиллированной водой. Непременным условием для съемки было наличие света. Результатом столь сложного процесса был единственный экземпляр изображения. В этом еще одна уникальная особенность дагеротипа. Для изготовления копии или реплики приходилось повторять съемку заново — от начала до конца. Позитивные снимки, полученные таким путем, были весьма капризны, легко стирались, и для лучшей сохранности их предлагалось вызолачивать.

Дагеротип. Посеребр.металл.пл., акв., бел., золотоВ числе первых отечественных дагеротипистов - профессионалов был А.Ф.Греков. Весной 1840 года через «Московские ведомости» он объявил об открытии порт­ретного ателье. Он начал с продажи дагеротипных аппара­тов собственной конструкции. Одновременно Греков стал продавать недорогие посеребренные медные и латунные пластины, тоже собственного изготовления, на основе способа гальванопластики Б.С.Якоби. По его мнению, все эти усовершенствования позволяли осуще­ствлять съемку без малейшего труда: «стоит... только на­вести на желаемый предмет камеру-обскуру, вложить дощечку, посидеть несколько минут сложа руки, и Вы получите рисунок, который после того нужно только подвергнуть действию паров (труд, не требующий собст­венных хлопот, — его можно поручить слуге)». Однако ранние работы Грекова оказались неудачными: изобра­жения получались невыразительными и нестойкими. Чтобы закрепить картинку, Греков разработал способ зо­лочения, опередив в этом французского ученого И.Физо. В ноябре 1840 года на заседании Парижской Академии наук было заслушано сообщение М.Дарбеля о греков-ских опытах и рассмотрены образцы работ. Метод и его практическое использование были одобрены. Желая вер­нуть репутацию настоящего «профессионала», дагеротипист поместил в «Московских ведомостях» объявление об изобретенном способе золочения и предложил всем желающим прислать выполненные им ранее работы для закрепления изображения («всего за 75 к. сер.»).

Время от времени дагеротиписты ездили в Западную Европу, чтобы почерпнуть новейшие знания и приобре­сти технику, высокочувствительные пластины, модные паспарту. Творчески осмыслив полученные на Западе знания, С. Левицкий, наш соотечественник, по-своему усовершенствовал процесс съемки и обработки пластин. В 1851 году на выставке в Париже он получил за дагеротипные портреты золотую медаль. Это было первое международное признание за­слуг фотографа из России. Отечественные мастера, более или менее способные конкурировать с иностранцами, появились в 1850-е годы, но по-настоящему они заяви­ли о себе на российском фотографическом рынке лишь десять лет спустя.

С годами изображения приобретали все большую отчетливость, композиции -- выразительность, позы -непринужденность. Основным преимуществом снимка оставался его документальный характер. Сходство изо­бражения с оригиналом было едва ли не главным крите­рием в оценке работы мастера.

В середине XIX века жанр портретной дагеротипии достиг расцвета. Между тем еще с конца 1840-х годов постепенно осваивалась разработанная Скоттом Арчером техника мокроколлодионного процесса, который позволял получать негативные изображения на стеклян­ных пластинах и размножать с них контактным спосо­бом позитивные бумажные отпечатки. В основе процес­са лежали эксперименты Уильяма Генри Фокса Тальбота.

У нового способа съемки и печати были перед даге­ротипией неоспоримые преимущества, отсут­ствие зеркального эффекта изображения и специфиче­ского блеска, возможность увеличения в процессе печа­ти количества получаемых снимков и их размеры и пр.

Дагеротипный аппарат 1839 года. Фирма Susse FrèresДо 1860-х годов дагеротипы и бумажные отпечатки существовали параллельно.

Неудивительно, что ранние фотографии сохранили эстетику, характерную для дагеротипов. В 1840—1850-е годы были созданы великолепные произведения светопи­си. Свидетельство тому - сохранившиеся до наших дней экземпляры. Документальный характер дагеротип­ных портретов ставит их в особое положение в ряду раз­нообразного иконографического материала.

На сегодняшний день сохранилось крайне небольшое количество дагеротипных аппаратов. Один из них, созданный в год изобретения - 1839 в Париже фирмой Susse Frères, был выставлен на аукционе 26 мая 2007 года в Вене. Самая старая камера была найдена на чердаке частного дома в Германии, и весит около 5-6 кг. Аукцион организовала художественная галерея Westlicht. Стартовая цена камеры составила $132.000, однако, камера была куплена неизвестным покупателем за 576.000 евро.

С появлени­ем более совершенных методик понятие «дагерротип» вышло изупотребления и окончательно уступило место «фотографии», или, как этот термин перевели в России, «светописи».

Комментарии (0)Add Comment

Написать комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы добавлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.

busy
 

Еще на эту тему: